Вятская лошадь: фото и описание породы, разведение

Веками для перевозки тяжелых грузов людьми использовалась лошадь тяжеловоз. До настоящего времени было выведено немало представителей данной породы. Огромной популярностью у жителей нашей страны еще относительно недавно пользовался Владимирский тяжеловоз. Первые представители этой породы появились на свет в 1886 году. Животные были выведены из представителей Клейдесдалей. Чистокровными их признали лишь в 1946 году.

Тяжеловозные породы лошадей и их нрав

Тяжеловоз Владимирский по своей натуре очень энергичное и весьма добродушное животное. Он может без проблем и хлопот жить в мегаполисе и уютной деревушке. Лошади этой породы спокойно относятся к любопытству людей. Они не причисляются к разряду пугливых животных. Эти тяжеловозы хорошо подчиняются поводу. Они прекрасно ладят с детьми. Поэтому представителей этой породы сейчас часто используют для верхового туризма.

При правильном подходе любой человек может наладить контакт с Владимирским тяжеловозом, и приучить животное к тяжелой работе. Для этого владельцу лишь нужно приложить небольшое количество усилий.

Экстерьер современного тяглового коня

Внешний экстерьер лошади характеризует особенности телосложения животного. При этом оцениваются как отдельные части тела(стати), так и их взаимосвязь. Чем более развит и здоров экстерьер, тем качественнее считается особь.

Экстерьер лошади

Голова расскажет о здоровье, темпераменте и нраве. У тяговых пород она массивная, сырая и грубая. При этом темперамент таких лошадей более спокойный, нежели у быстроаллюрных коней.

Уши тяговых коней, по сравнению с лошадьми других пород, более короткие и слабо подвижные.

Экстерьер современного тяглового коня

Затылок тяжеловоза короче, чем у аллюрных пород. У таких лошадей место стыковки головы с шеей тоже имеет меньшие параметры. Этот факт влечет за собой неудобство в работе под седлом, поскольку управлять конем с коротким затылком намного труднее.

Глаза тяжеловозов мелкие и глубоко посажены, в отличие от быстрых скакунов

Чаще всего оценивают ключевые характеристики.

Шея у всех лошадей выполняет функцию регулировки центра тяжести. Чем она мускулистее, тем устойчивее лошадь держит равновесие. Идеальная шея находится под углом 45 градусов от тела.

Холка тяжеловозов предпочтительно тяжелая и с низкой посадкой. Она должна быть мускулистой, чтобы без вреда для здоровья выполнять тяговые работы.

Спина лошади обеспечивает распределение силы по организму животного. Короткая и прочная спина чаще сего оказывается малоподвижной. Такие свойства обременяются тряской во время верховой езды. Тем не менее для тяжелоупряжной это не критично, поскольку верхом на них ездят не так часто, а такое строение обеспечивает стойкость к физическим нагрузкам.

Круп – задняя часть тела лошади. Он обеспечивает работу задних конечностей. Для любой породы актуальным считается мощный, широкий и длинный круп. Тяговые лошади имеют округлую форму задней части тела, при этом она более развита в ширину, чем в длину.

Экстерьер современного тяглового коня

Грудная клетка тяжеловоза широкая и имеет короткую кость. Это позволяет обеспечить правильную работу передних конечностей во время передвижения тяжелых грузов.

Промеры тяжеловозов разных пород

Экстерьер коней тяжелоупряжных пород может отличаться в зависимости от селекции. Каждая порода имеет собственные отличительные черты. Некоторые из них более подвижны, другие имеют крупные габариты, а третьи – хорошие способности к размножению.

Основные европейские тяжеловозы

Современное тяжеловозное коневодство начало формироваться примерно в XVIII-XIX веках сначала во Франции, Англии и Шотландии, затем – в Бельгии и Германии. Коневоды потрудились на славу, творчески используя интуитивный опыт своих предшественников, и на сегодняшний день европейское коневодство может похвастаться такими всемирно известными породами, как:

  1. першерон.
  2. шайр.
  3. брабансон (или бельгийская тяжеловозная).
  4. булонский тяжеловоз.
  5. австралийский.
  6. клейдесдаль (или шотландский тяжеловоз).
  7. суффолк.
  8. ирландский тяжеловоз.
  9. тинкер (или ирландский коб).
  10. рейнский тяжеловоз.
  11. арденская лошадь.
  12. гафлингер.
  13. норикер.
Основные европейские тяжеловозы

Каждая из этих пород – предмет законной гордости той страны, где она была выведена. Европейские тяжеловозы оказали огромное влияние на развитие тяжеловозного коневодства в разных уголках мира, от Америки до Австралии. Так, австралийский тяжеловоз «родился» при скрещивании четырёх завезённых на материк пород – суффолка, шайра, клейдесдаля и першерона. Заметна роль европейских тяжеловозных пород и в создании современного российского тяжеловозного коневодства, однако ещё до их появления Россия могла похвастаться лошадью-тяжеловозом, по своим характеристикам мало чем уступавшей лучшим европейским видам.

Читайте также:  Ангорская порода коз – как получить лучшую шерсть?

Першерон

История лошадей тяжеловозов

Тяжеловозные лошади не самостоятельно появились в природе, они были выведены людьми в ходе многовековой селекционной работы. Необходимость в очень сильных лошадях возникла в Средние века во времена рыцарства. Ведь что ни говори, рыцаря в полном вооружении могла выдержать, а тем более носить на себе, далеко не каждая лошадь. Вот тогда и появился известный с тех пор вид лошадей способных перевозить на себе или в повозке большие грузы — лошади тяжеловозы.

Самой известной была средневековая рыцарская боевая лошадь «дестриэ», название которой происходит от латинского «dextarius» — правосторонний, что по видимому было связано с тем, что с правой стороны боевого коня был обычно оруженосец. Дестриэ были весом до 800-1000 кг. и даже более, а рост их достигал 200 см. Таких коней облаченных в латы сегодня можно увидеть только в музеях.

На сколько известно, породу Дестриэ вывели в Германии. Новая порода лошадей была способна выдерживать физические нагрузки, значительно большие чем обычные кони того времени. Дестриэ довольно легко носили на себе тяжелых всадников, но из-за большой собственной массы тела не выдерживали походы на очень большие расстояния и к тому же не могли прыгать и плавать. За сутки рыцари на конях дестриэ преодолевали не более 30 километров. Плавать Дестриэ в принципе могли, но всячески этого избегали потому как из-за большого веса боялись утонуть. Большая масса тела лошадей дестриэ было причиной того, что у этих лошадей не выдерживало сердце, и при длительных нагрузках лошади просто падали замертво. Потому своевременный отдых для рыцарских лошадей был одним из основных условий их выживаемости.

Лошади с такой массой были не очень резвыми, бегали не быстро, но зато они были очень сильные и легко могли нести своего облаченного в доспехи хозяина. По масти Дестриэ чаще была рыжие, бурые, вороные и гнедые. Туловище у них было средней длины, ноги длинные и сухие, задние более сильные, мощная шея и резко выражены надбровные дуги. Особенностью Дестриэ было то что у них никогда не опускались уши, а всегда держались в стоячем положении. Гриву у боевых лошадей остригали только сверху, внизу оставляли нетронутой, чтобы при падении всадник мог за нее схватиться и удержаться. Вот примерно так выглядел средневековый рыцарский конь «дестриэ».

Сегодня эта порода не существует, но именно от этих средневековых боевых лошадей со временем появились несколько современных пород лошадей тяжеловесов, таких как: французские першероны, бельгийские брабансоны и английские шайры. Это поистине уникальные породы лошадей. Огромного роста, с мощными крупами, они за один раз способны увезти груз как современный грузовик.

Русский тяжеловоз

На рубеже XIX-ХХ веков в России стали появляться тяжеловозные европейские породы, с которыми начали скрещивать битюгов и других аборигенных упряжных лошадей. В результате селекции качества завезённых животных возобладали над характеристиками местных, поэтому специалисты говорят о поглотительном скрещивании, ставшем одной из причин исчезновения битюгов. Однако, как гласит народная мудрость, «свято место пусто не бывает», и селекция битюгов с завезёнными из Бельгии тяжеловозами арденами (а затем, по некоторым данным, с першеронами и некоторыми полукровными породами) подарила России новую породу, первоначально названную «русский арден». От своих бельгийских тёзок-родителей русских арденов отличало гармоничное сложение (бельгийцы были мелки и дисгармоничны) и хорошие качества экстерьера. Не в последнюю очередь это было достигнуто благодаря тому, что селекция проводилась под контролем учёных Петровской (ныне Тимирязевской) академии.

Читайте также:  Фоспренил для кошек и собак: инструкция по применению

Новая порода, выделявшаяся среди родственных ей «европейцев», была по достоинству оценена на Всемирной Парижской выставке 1900 года, где тринадцатилетний жеребец — тяжеловоз Каравай был награждён золотой медалью. Всемирное признание повлекло за собой распространение русского ардена не только в России, но и за её пределами. Его использовали и как рабочую лошадь, и как улучшателя других пород сельскохозяйственного назначения. В 1909 году родился жеребец Караул, ставший родоначальником знаменитой внутрипородной линии. Русского ардена ждало большое будущее, но Первая мировая война и последовавшие за ней события революции 1917 года и гражданской войны неблагоприятно отразились на породе. В 1924 году насчитывалось всего лишь 92 лошади, однако, несмотря на это, работа над видом по-прежнему продолжалась. К линии Караула прибавилась линия Ларчика, рождённого в суровом 1918 году. Под влиянием этих двух жеребцов окончательно сформировалась генеалогическая и генетическая структуры породы.

По некоторым сведениям, в 30-х годах ХХ века почти все представители русского ардена по неизвестным причинам были уничтожены, однако несколько особей удалось сохранить, и после Великой Отечественной войны началось его возрождение. И лишь в 1952 году породу зарегистрировали как «русский тяжеловоз».

На сегодняшний день существует три её типа:

  1. массивный (самый крупный).
  2. уральский (отличается более длинными и оброслыми ногами).
  3. новоалександровский (характеризуется сочетанием меньших размеров с массивностью).

Внешние характеристики лошади, присущие всем трём типам, таковы:

Русский тяжеловоз
  1. рост в холке – всего лишь 150 см., вес жеребцов – 600-700 кг., а кобыл – 550-600 кг. Новорожденный жеребёнок может весить до 250 кг.
  2. мускулистое тело.
  3. густогривость и оброслые ножные щётки.
  4. голова средних размеров с прямым профилем.
  5. короткая и широкая шея.
  6. длинная и мягкая спина.

Русские тяжеловозы отличаются следующими качествами:

Неудивительно, что эта порода до сих пор распространена в хозяйстве многих стран. На постсоветском пространстве её можно встретить как в российских регионах вплоть до Западной Сибири, так и в Беларуси, в Украине и на Кавказе.

1952 год стал знаменательным не только для русского тяжеловоза. В этом же году была зарегистрирована ещё одна порода, выведенная на Починковском (Нижегородская область) и Мордовском конезаводах. Речь идёт о советском тяжеловозе.

Русский тяжеловоз

Советский тяжеловоз

Эта порода была получена в результате скрещивания местного поголовья лошадей упряжного типа самого разнообразного происхождения с бельгийскими брабансонами.

По сравнению с брабансонами представители новой породы отличались сухостью, подвижностью, более мелкими размерами, гармоничным телосложением. Официально советские тяжеловозы были зарегистрированы в 1952 году. Краткая характеристика:

  • масть – рыже-чалая, рыжая, реже — гнедо-чалая или гнедая;
  • живой вес жеребцов — до 800 кг, кобыл — до 650 кг;
  • рост — 160-170 см (их относят к группе крупных тяжеловозов);
  • экстерьер: голова среднего размера; мускулистая шея средней длины; низкая и широкая холка; широкая спина, иногда провислая (мягкая); круп раздвоенный, свислый; ноги крепкие, сухие, средней длины.
Читайте также:  Мини-лошадь: фото и описание, породы, содержание и уход

Абсолютным рекордистом породы признан жеребец Форс, который смог провезти груз в 22991 кг весом на 35 метров. Кобылы обладают очень высокой молочностью. Рекордисткой по надою стала кобыла Рябина, давшая за 338 дней лактации 6138 литров молока.

Особенности разведения

Селекционеры на протяжении десятилетий работали над созданием и улучшением характеристик породы русский тяжеловоз. Чтобы сохранить её признаки, разведение этих животных происходит по основным наработанным линиям, внутри племени. Владельцы породистых жеребцов и кобыл придерживаются этих принципов, чтобы полученное потомство не утратило ценные черты и качества.

Кобылы этой породы скороспелые. Уже в возрасте 3 лет их рост прекращается, они готовы к воспроизводству и работе. Для племенного разведения их используют 24-25 лет. Новорождённый жеребёнок появляется на свет довольно крупным – 230-240 кг. Потомство быстро растёт благодаря высокой молочности самок.

Внимание! Кобыла за 1 лактационный период способна дать 2500-3000 литров молока. Рекордсменкой в этой области стала лошадь по кличке Лукошка, которая дала 4800 литров молока за 305 дней.

Интересные факты

  • Предками тяжеловозов были рыцарские лошади, поныне украшающие различные полотна времен средневековья.
  • Как упоминалось ранее, при выведении владимирского тяжеловоза, порода лошадей –шайра, также была привезена к нам из туманной Англии, в которой в 1846 году родилась самая большая лошадь в мировой истории. Из-за огромных веса и роста жеребца назвали Мамонтом. Вес составлял 1,5 тонны, а высота холки была свыше 2 метров.
  • Несмотря на свой большой вес и внушительное телосложение, тяжеловозы способны перепрыгивать через невысокие препятствия и барьеры.
  • Стойкая нервная система – характерное генетическое отличие тяжеловесных пород, позволяющая им спокойно работать, не обращая внимания на шум, грохот и крики других животных.
  • Зная невероятную выносливость данной породы, на лошадях был совершен от Владивостока до столицы нашей родины – Москвы.
  • Владимирский тяжеловоз способен за 5 минут проделать путь в 2 километра с грузом 1.5 тонны.

Сфера использования

Представители вятской породы — универсальные лошади. С давних времён их использовали для упряжи, особенно они были незаменимы в условиях зимнего бездорожья. По сей день они остались прекрасными помощниками человека в сельскохозяйственных делах, для осуществления посевных и сборочных работ, транспортирования грузов, также животные отлично себя проявляют во время лесной охоты.

Редко их выращивают на забой с целью получения финансовой прибыли от продажи мяса.

Важно! Лошадь может излечить не только человека, но и себя. После трудного дня с помощью массажа она облегчает работу своего сердца, улучшая кровообращение.

Проблемы и перспективы

Конец 20 века наложил пагубный отпечаток на развитие породы. Племенные хозяйства пришли в упадок. Численность поголовья существенно сократилось, что привело к неблагоприятным генетическим изменениям. Российские фермеры отдают предпочтение механизации. В то же время интерес к племенным лошадям со стороны зарубежных коннозаводчиков остается высоким, что позволяет надеяться на возрождение породы.

Проблемы и перспективы

Для советских тяжеловозов по-прежнему верна поговорка «годны в подводу и под воеводу».

Проблемы и перспективы

Кол-во блоков: 29 | Общее кол-во символов: 30201Количество использованных доноров: 8Информация по каждому донору:

  1. : использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 3729 (12%)
  2. -loshadej-sovetskij-tyazhelovoz/: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 1584 (5%)
  3. -otlichaetsya-sovetskiy-tyazhelovoz/: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 3711 (12%)
  4. -tyazhelovoz/: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 2922 (10%)
  5. %D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 438 (1%)
  6. : использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 1543 (5%)
  7. : использовано 8 блоков из 22, кол-во символов 8792 (29%)
  8. : использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 7482 (25%)

Проблемы и перспективы