Виды, элементы и особенности конской сбруи

Лошадей сегодня увидишь нечасто. Теперь их обычно используют для отдыха и развлечения. Упряжки встречаются, например, в парках или на площадях. Меньше века назад многие люди знали, что такое сбруя для лошадей и как ею пользоваться. Сегодня подобной информацией и навыками владеют лишь некоторые любители конных прогулок и спорта.

С чего начать?

Прежде чем приступать к действию, хозяину нужно уяснить три момента:

  • Точно знать, как запрячь лошадь.
  • Перед запряжкой необходимо убедиться, что все необходимые предметы упряжи находятся в исправном состоянии, на хоздворе стоит повозка со смазанными колесами. Иначе, придется отводить красавицу назад и устранять все недоделки. Кстати, в большой хозяйстве, в котором много животных, у каждой лошади должна быть своя упряжь, путать которые нежелательно. Простой способ избежать недоразумений — привести в систему нумерацию упряжи и стойло животного.
  • Прежде чем выводить животное из стойла, нужно внимательно его осмотреть, накормить и напоить.

После того, как все это сделано на скакуна одевают узду, не забывая погладить его по груди и плечам. Конь откликается на ласку, значит, все в порядке. Следующий этап – осмотр копыт. Если они в грязи, нужно удалить засохшие комья земли, проверив подковы, убедиться, что пока можно обойтись без ковки. Теперь, взяв лошадь под уздцы, ее можно подводить к телеге.

Первый раз запрячь лошадь сложно, ведь важно соблюдать последовательность операций и не менять их местами. Но если животное подготавливать к выезду довольно часто, то порядок действий запоминается, и хозяин не видит никаких сложностей.

Из чего состоит сбруя

Обычная конская упряжь – это система из сбруи, хомута и седла. Все детали необходимо подбирать под каждого питомца индивидуально, исходя из его телосложения и размеров. С давних времен на сбрую для коня не жалели денег. Обычно её делали на заказ, с подгонкой под животное. Сейчас коневоды могут приобрести упряжь в специализированном магазине или на рынках.

Состоит упряжь из хомута, уздечки, дуги, подбрюшника, вожжей и шлеи, иногда добавляются и другие элементы. Можно сэкономить, покупая уже готовую упряжь, но случается, что не все элементы подойдут питомцу. Специалисты советуют покупать все детали по отдельности.

Обязательный элемент упряжи – хомут. Он передаёт тяговую силу на оружие или повозку. Хомут надо надевать на шею так, что он не стеснял дыхание и не мешал двигаться. Этот элемент не должен быть слишком широким или длинным, иначе на теле коня появятся повреждения, и тяговая сила снизится. Чтобы хомут прочно и правильно держался, надо пользоваться прочной шлеей.

Шлея выполняется из кожи, и обеспечивает надежное торможение скакуна. Необходимо узнать четкий размер шлеи, который подходит конкретной лошади, иначе возникнут потертости. Надежность и срок службы всей упряжи зависит от подпруги, поэтому её делают только из кожи – материал не доставляет коню неприятных ощущений и плотно охватывает корпус снизу и по бокам.

Наиболее сложной частью лошадиной упряжи считается узда. Состоит она из удил, поводьев и недоуздка на голове питомца. Наиболее практичная – походная уздечка, позволяющая вести коня дублирующими поводьями. Можно даже поить его, не распрягая. Вожжи – обязательная часть упряжи. Делают их как в текстильном виде, так и в кожаном.

Седелка служит для поддержки и закрепления всей запряжки посредством чересседельника. Также она передает тягловую силу на спину коня. Бывает лежачая и горбатая сиделки. Предназначение подпруги – удерживать седелку на спине скакуна.

Шлея удерживает хомут на месте, когда лошадь спускается с горы, а также при осаживании и торможении. Подгоняется она так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми помещалась ладонь. Шлея делается из нескольких ремней.

Чересседельник проходит через седелку и двумя концами закрепляется на оглоблях. Этот элемент поддерживает массу дуги, хомута и оглобель на спине, а еще часть тяглового усилия передаёт на седелку. Подбрюшник и чересседельник – это по сути два соединенных кольцом ремня, которые одеваются петлей чересседельника на оглоблю.

Подбрюшник – еще один элемент фиксации положения запряжки. Он проходит под подпругой и закрепляется обоими концами на оглоблях. Степень поднятия оглобель должна быть не слишком высокой и низкой.

Дуга скрепляет хомут с оглоблями с помощью гужей. Она служит амортизатором при толчках и рывках. Деталь должна быть прочной и упругой. Оглобли делаются из прочного дерева и должны быть одинаковой длины.

Из чего состоит сбруя

Постромочно-дышловая запряжка

Этот вид запряжки – парный. Применяется она в случае использования лошадей в хозяйстве для передвижения повозок или орудий, у которых есть дышло.

Читайте также:  Как кормить кур несушек в домашних условиях

Перед тем, как запрягать животных, нужно выровнять нагрудники, постромки и нашильники. Потом на лошадей нужно одеть узды и хомуты. После животных нужно расставить справа и слева от дышла, в зависимости от их положения в упряжи. Потом на конец дышла или передний валек нужно надеть нашильник и закрепить его в нагрудном кольце.

Именно нашильники распределяют напряжение постромок и фиксируют хомут. Их нужно закреплять за постромки и за мочку хомута.

Постромки нужно закрепить на вальке, причем первой нужно закреплять внутреннюю, а потом внешнюю постромки. После этого можно пристегивать вожжи.

Распрягать животных нужно в обратной последовательности действий, причем очень аккуратно, чтобы не навредить животным.

Была ли эта статья полезна? Спасибо за Ваше мнение! Напишите в комментариях, на какие вопросы Вы не получили ответа, мы обязательно отреагируем! Вы можете посоветовать статью своим друзьям! Вы можете посоветовать статью своим друзьям! Да Нет 7 раз ужепомогла Животноводство Лошади

Как запрячь коня в русскую сбрую?

Сначала надо надеть уздечку. Для этого нужно встать слева от коня, левой рукой удерживать его, а правой надеть ремень уздечки через уши. Удила следует вводить через край, где нет зубов. Как правило, лошадь при таких действиях сама открывает рот.

При снаряжении упряжки в зимнее время, прежде чем тянут металлические удила в рот животному, их следует хорошенько согреть.

Далее, приходит черед седелки. Ее кладут сначала резко вперед ближе к холке, а затем поправляют на положенное место. Такой подход позволяет расправить шерсть под потником седелки.

После накладывания седелки следует хорошенько подтянуть подпругу. При ее затягивании наездник нередко упирается ногой в ребра коня, чтобы обеспечить необходимое усилие. Если подпруга не будет хорошенько затянута седелка может прыгать на спине и хорошенько намять мягкие ткани, что не пойдет на пользу конскому здоровью.

После подтягивания подпруги на коня надевают хомут и шлею. Хомут следует надевать вверх ногами. Это позволит равномерно распределить шлею. После расправления последней хомут переворачивают в его нормальное положение. Поворачивать его следует у самой головы. При повороте нужно следить за тем, в какую сторону уложена грива. Нельзя поворачивать хомут против ее укладки.

На следующем этапе взнуздания нужно завести коня в оглобли, заложить дугу и прикрепить оглобли гужами к дуге. Супонь затягивают с расчетом на то, чтобы она находилась перпендикулярно оглоблям. Ее концы собираются в такую петлю, которая при необходимости легко распускается.

Наконец, крепится чересседельник. Его продевают через скобы седла и мочки подпруги. Конец чересседельника привязывается к правой оглобле.

На последнем этапе завязывается подбрюшник. При этом нужно обеспечить такое его натяжение, чтобы оглобли во время движения не прыгали вверх-вниз.

Post Views: 385

Меры предосторожности

Во время использования недоуздка требуется особое внимание. Если животное застрянет приспособлением в изгороди или деревьях, особенно на полном ходу, это может спровоцировать сильные травмы и привести к летальному исходу. Чтобы повысить безопасность, применяют особенные разрывные изделия, в верхней половине которых расположена вставка из кожи. Сменная часть фиксируется на застежки, способные лопнуть при сильном воздействии.

При использовании нейлоновых ремешков вместо кожаных сменную деталь делают более тонкой, что позволит ей порваться. Она располагается на нащечной части.

  1. Когда лошадь привязана, с ее морды снимают приспособление.
  2. Купленный или изготовленный самостоятельно недоуздок должен соответствовать замерам лошадиной головы.
  3. На пастбище или в ходе различных игр животное не испытывает потребности в узде.

При контакте лошади с остальными животными ее движения не должны быть ничем скованы. В этом случае можно не использовать приспособление.

Когда на лошадь надевается недоуздок, за ней обеспечивается тщательный контроль. Если животное зацепится за дерево или забор, есть риск травмы и летального исхода. Для обеспечения безопасности делаются разрывные недоуздки с кожаной вставкой в верхней части. Сменная деталь крепится застежками, которые при большом давлении лопаются.

Если ремни не кожаные, а нейлоновые, то сменную деталь можно сделать более тонкой, чтобы она смогла порваться. Она устанавливается на нащечной части.

Техника безопасности:

  • в деннике, на пастбище, во время игры лошадь в узде не нуждается;
  • если животное привязано, с головы снимают все приспособления;
  • во время контакта с другими лошадьми движения животного не должно ничего сковывать;
  • сделанный недоуздок должен соответствовать меркам головы лошади.
Читайте также:  Загорская лососевая порода кур

Изготовление телеги своими руками

Русская упряжь является особенным типом гужевого транспорта и изготавливается в нескольких конфигурациях. Поэтому необходимо заранее определиться с её типом и основным назначением.

В случае если она необходима только для работы по перемещению различных грузов, то можно сделать простую дрогу или повозку в виде платформы, другими словами, без бортов и с плоским днищем. Когда же необходима телега для перемещения сена, других грузов и для применения как транспортного средства, тогда стоит изготовить с большими бортами.

Дополнительно необходимо заранее продумать, какое количество лошадей будет запрягаться в хомут. Потому что пароконная и одноконная упряжь довольно сильно отличается по технологии изготовления и предназначению.

Пароконная телега имеет дышло и хомут, а одноконная оснащена дугой и оглоблей. В случаях, когда планируется изготовление украинской модели, то воз или дышловая телега используется одинаково вне зависимости от количества впрягаемых лошадей. Стоит отметить, что дышловую запряжку своими руками сделать легче, в отличие от дуговой телеги.

В самом начале необходимо изготовить ходовую часть запряжки. Как ранее уже говорилось, это должны быть оси колёс и прочная сварная рама. В случае, когда человек до этого никогда не работал со сваркой, то стоит обратиться к специалистам в этой сфере.

Колёсные оси и раму лучше всего изготовить полностью металлическими из труб или профиля. Далее изготавливается стационарная задняя ось и поворотная передняя на толстом штыре. Вся конструкция закрепляется при помощи специальных шайб.

Перед окончанием работ с передней осью, необходимо определиться с видом телеги. Когда нужна дышловая запряжка, то для дышла делается специализированный держатель. Качественные оглобли изготавливаются сварными к передней оси на держателе. Другими словами, оглобли обязаны не съёмными, однако, движущимися в различные стороны.

Это обеспечивается за счёт использования держателя. Дополнительно их стоит закрепить на кронштейны, а также специальными тяжами усилить. Это может быть проволока диаметром до 15 миллиметров, которая прикрепляется к передней оси и оглобле. Далее устанавливаются колёса, которые стоит оснастить хорошими тормозами для безопасной езды.

Изготовление телеги своими руками

Следующим этапом является изготовление основы повозки, которую принято называть кузовом. В случае если изготавливается платформа, дальнейшие действия очень простые. Необходимо нарезать нужных размеров доски из качественных пород дерева. Сбиваем их в цельную платформу и прикрепляем к раме.

Когда необходимы борта, то сперва изготавливают 4 продольные жерди, на которые прикрепляются наклонные вертикальные рейки. На несущую раму закрепляются боковые борта, а задний и передний изготавливаются съёмными. Это делается для удобного пользования упряжью. Оглобли изготавливают из металлических труб или деревянных брусков.

Можно дать ещё несколько полезных советов:

  1. Дышло лучше всего изготавливать из дерева.
  2. Для комфортного сидения в повозке лучше к кузову прикрепить удобные сидения или обычную лавочку.
  3. Если необходимо выезжать на оживлённую дорогу, то самодельную телегу необходимо оборудовать катафотами.

Дугой называется особенная составляющая оглобельной повозки, над изготовлением которой необходимо сильно поработать, если в наличии нет уже готовой. Хомут для коня изготавливается из дерева ветла или вяза, потому что материал обязан быть очень гибким и подвижным.

В давние времена иногда применяли лещину, берёзу или дуб. Специальную заготовку для дуги необходимо резать в начале весны, когда в дереве начинается движение сока. Размеры заготовки под хомут очень стандартные. Её толщина не должна превышать 15 сантиметров, а длина выбирается до 2 метров.

Гнётся дуга при помощи специализированного станка, в котором её края зажимаются в сделанные выемки. До выполнения работ заготовку под конный хомут обязательно замачивают в воде комнатной температуры, а за час необходимо её распарить кипятком. Это делается для придачи дереву хорошей гибкости.

В случаях, когда заготовка для конного хомута плохо гнётся, то эту процедуру производят пару раз. После окончательного сгибания оба края дуги перевязываются крепкой верёвкой и отправляются на просушку. Сушка длится около 1,5 месяца и даёт возможность дереву принять необходимую форму. По истечении этого срока хомут для коня считается готовым к применению.

Процесс изготовления разных видов телег для лошади

Жизнь современного сельского жителя сопряжена с ведением домашнего хозяйства. И лошадь, как главный помощник, до сих пор успешно конкурирует с таким техническим агрегатом, как трактор. Заготовка сена, сбор молока, перевозка строительных материалов или просто передвижение по бездорожью не представляется возможным без телеги. В нее могут запрягаться как тяжелоупряжные породы, так и легкоупряжные. В этой статье будет рассмотрен очень важный вопрос – как сделать телегу для лошади своими руками.

Понятие телеги, виды

Телега – это повозка, в которую впрягают крупный рогатый скот и лошадей. Часто телегу называют гужевой повозкой. Этот вид транспорта имеет полное право перемещаться по дорогам общего пользования, там, где правила дорожного движения этого не запрещают.

Существует несколько видов телег для коней:

Читайте также:  Экстерьер лошади пороки и недостатки экстерьера

Дроги – это телега без кузова. Как правило, это достаточно длинная повозка. Полок – довольно устаревшее название телеги, которая имеет плоский настил и используется для перевозки габаритных предметов. Тележка – это повозка небольших размеров, которая имеет сиденье, а также козлы – место, где сидит извозчик.

Дрогги

Следует отметить, что существуют также декоративные телеги – экипажи. Управление экипажами используется в основном для прогулок, фотосъемки и пр.

Основные узлы

Ход и кузов – это основные составляющие телеги для лошади. Ход – это все элементы механизма, которые приводят в движение телегу. Кузов – это собственно прицеп или повозка и ее составные части.

Поворотный узел

В прошлые времена все элементы телеги были преимущественно деревянными. Даже колеса выполнялись из дерева. Сегодня, благодаря большим возможностям, многие детали телеги выполняются из металла.

Ход состоит из следующих элементов:

  1. Оси – передняя и задняя. На каждой оси имеются так называемые надосники, которые усиливают ось.
  2. Колеса – два на передней оси и два – на задней. Следует отметить, что часто передние колеса выполняют меньшего радиуса, относительно задних колес.
  3. Стойки – передняя и задняя – функционально выполняют роль амортизаторов.
  4. Роспуск – элемент, который обеспечивает связь между осями. Роспуск крепится к стойкам, с одной стороны, наглухо, с другой – с возможностью регулировки, что позволяет изменять длину телеги за счет изменения расстояния между осями.
  5. К передней оси крепятся оглобли.

Назначение, выбор материала

Прежде чем приступить к изготовлению телеги своими руками, следует определиться, для каких целей она будет использоваться, так как, например, для заготовки сена необходимо выполнять элементы телеги из пиломатериала, причем важным в этом вопросе будет выбор древесины. Обычно в этих целях применяют хорошо просушенные лиственные породы. Сосна для этого не подходит.

Если же лошадиная телега будет использоваться преимущественно для перевозки габаритных тяжелых грузов – необходимо применять прочные материалы, такие как, например, металл и пр. Для самостоятельного изготовления телеги, используемой в прогулочных целях, можно использовать декоративные материалы, например, пластик.

Материал из металла

Для изобретателя, который любит мастерить своими руками, не составит большого труда ответить на вопрос: «Как сделать телегу для лошади»? Эта задача под силу любому, кто готов потратить некоторое количество времени, немного поразмыслить над решением и подыскать необходимый материал, например, ненужные в хозяйстве элементы от автомобиля, велосипеда или старой коляски.

Размеры

Важный момент в этом вопросе – размеры телеги. Наши предки придерживались примерно такого размерного соотношения – длина телеги – 3 м, ширина – 1,5 м. Высота может варьироваться от 0,5 м до 0,7 м. Можно довериться опыту времен и принять такие размеры повозки за основу.

Как распрягают лошадь?

После тяжелой работы или долгой поездки животное сильно устает, поэтому снимать с него сбрую нужно быстро, но аккуратно. Сначала избавляются от повозки и ослабляют подруги, давая лошади отдохнуть около десяти минут. Ей необходимо успокоиться, иначе она может лягнуть или укусить человека в приступе раздражения.

После того, как конь придет в благодушное настроение, с него снимают вожжи, подбрюшник и чересседельник, далее избавляются от хомута и седелки. Теперь животное необходимо тщательно протереть от пота, а если в конюшне холодно, то укрыть сверху попоной.

Как распрягают лошадь?

После работы животное аккуратно избавляют от упряжи

Кузов

Детали кузова размечают по раме, оставляя небольшой запас для сварки стоек и бортов. Каркас изготавливают из металлических уголков 25х25 мм.

Кузов
  1. Уголки основания сваривают между собой и затирают швы. Для самосвальных систем устанавливаю поперечину, к которой в дальнейшем крепят петли. Поперечная балка обеспечит дополнительную прочность при откидывании.
  2. Заготовки для бортов соединяют. Из листа оцинкованного железа вырезают обшивку и закрепляют на раме боковины заклепками.
  3. Для днища кузова вырезают полотно из стального листа, приваривают к основанию с шагом 3-4 см.
  4. К основанию приваривают передний борт, а затем боковые стороны.
  5. Заднюю часть делают в последнюю очередь. Для соединения с нижней частью кузова используют мебельные петли, а по краям устанавливают замки. Крепежные элементы будут удерживать борт в закрытом состоянии.

Обратите внимание! Для удобства вождения с внешней стороны переднего борта устанавливают автомобильное сиденье. Высоту выбирают по росту водителя.

Кузов

Пример собранной рамы и кузова показан на видео:

Одноконная

Одноконная сбруя для лошадей выполняется в нескольких вариантах — дуговом и бездуговом. Как следует из определения, рассчитаны такие приспособления на одно животное.

Одноконная

Дуговые упряжи включают в себя дуги, гужи, хомуты, супони, сиделки и чересседельники, уздечки шлеи, вожжи. Что касается бездуговых изделий, в таких конструкциях основную тяжесть повозки берет на себя прочная, широкая шлея. Зачастую наряду с одноконной сбруей применяются укороченные оглобли, что соединяются напрямую с седелкой, а не с хомутом.